к списку книг

Тетрадь первая

ПОДОКОННИК

* * *

Кружатся листья. Неба серый цвет -
как серые глаза моей любимой.
Сегодня стала грусть необходимой.
Дождь, начинай. Я за тобою вслед.

На парк то тень, то солнце набежит,
а со столба, разбрызгивая влагу,
как сквозь расческу, диктор дребезжит,
зудит сквозь папиросную бумагу.

Он мне мешает. Листьями шурша,
с самим собой бреду я на свиданье.
В единый дождь вовлечены душа
и мирозданье.

И тень свою искусственно сравняв
с любою тенью в мареве столетий, 
распознаю сквозь марево держав
себя: то в том, то в этом силуэте.

А диктор смолк. И наполняя даль
прелюдией то солнечной, то мглистой,
роняет звуки сумрачный рояль.
Как тучи - капли.  Как деревья - листья.

1955





СЕВЕР
Стынет море, отливает сталью.
Дюны; жду заката.
На краю вселенной вырастают
контуры Крондштата.
Катит Север, молчаливей сфинкса,  
волны дум неясных. 
От просторов этих в речи финской 
столько звуков гласных.
Меж её согласных, как меж сосен:
переливы света.
И  белёсым незакатным солнцем
слово обогрето.
Это - ритмы тихого прибоя;
на песках - ни всплеска.
Тут не солью пахнет, а сосною:
по-лесному, резко.
Дремлют руны. Впитывают дюны
тишину Вселенной.
Кроны тронул - и накрыл, как струны,
ветер переменный.
1955









***
Хочется в лес, где растут слова:
по грибы, в темноту, как в погреб.
На стволах смола, из дупла - сова
оборачивается на окрик.

 Извивается небо сквозь чернь ветвей
 голубой - из тюбика - пастой.
 И дымится луч, и горяч глинтвейн
 из большого термоса счастья.

  Хочется в лес, где растут слова.
  Или в пруд, где слова - как рыба.
  Или в те луга, где слова - трава,
  что гладка и туга  до скрипа.

  Даже  кошке свой найти витамин
  помогают в траве инстинкты!
  Не томи ж меня, туча слов, не томи,
  А сгустись - и ливнем настигни!

  1956
     
       
          
В УГЛУ ПОДВАЛА
В углу подвала, в угольной пыли
картофелины сморщенные, квёлые
за это лето странно проросли:
тяжи по земляному полу
ползут, не оторвутся от земли.
Ни кожи, ни отростков, ни  листвы.
Лишь завиток в конце тяжа напрягся
подобием дрожащей головы:
"Уже? Дополз?" - И видит, что напрасно:
окно неблизко...
                         Я закоченел!
Скорее - вон! И дверью хлопнуть крепче.
Но слышится, картофелины мне
старушечьими ртами шепчут:
"Не брезгуй, человек, не уходи!
Они живые, это наши дети.
Мы долго их держали у груди,
но нам истлеть, а им - пожить на свете.
Ты приглядись: они милее всех.
Не повреди их, Бога ради..."
Я не ушел. На корточки присев,
побеги мертвенные гладил.

1956

БАЛЛАДА ОБ АПТЕКАРЕ

Когда под окном ни пылю -
аптекарь катает колбаски
и режет на тридцать пилюль
зелёной и бурой окраски.

Кладутся пакетики в шкаф 
для всяких родов нездоровья:
пилюли от боли в кишках,
от кашля, прыщей, малокровья.

Пока я с собою борюсь, 
он дозы в колбасках исчислил
для слёз, облегчающих грусть,
для догм, облегчающих мысли,

Я всхлипну. А может, вспылю.
Аптекарь катает колбаски
и  режет на тридцать пилюль 
зелёной и бурой окраски.

Он розовый добрый старик, 
а я неприкаянный злюка.
Издам я отчаянный крик -
он режет пилюли из звука!!!

1957











 

    
ВЕСНА, БУКОВИНА
Такая одинокая весна!
Душа в садах блуждает, в небе где-то.
И в помыслы дождя углублена.
И эта капля, - может быть, она:
вон, по ветвям бежит полуодетым.
 И что ни делаю, и что ни слышу - сон.
А наяву:
    плыву сквозь крыши, тучи.
Листком нераспустившимся закручен.
Пушинкой в лужу занесён.
В предчувствии вечерней синевы
гляжу, как за тынами, за садами
заныли окна желтыми шмелями
и влагу пьют из молодой листвы.
А дождь бродил, шумел и ненароком
уснул, как цапля, на одной ноге.
Остался лепет капли в бочаге
и за город скатился  грома рокот.
И  пауза со вкусом вишни пьяной -
как пауза в сонате фортепьянной:
звук не растаял полностью,
завис
и каплею
вот-вот сорвется вниз...
1957










ПОДОКОННИК
Второй концерт Рахманинова.
Окно распахнуто.
Листва морозом накрахмалена.
Из парка дымом пахнет.
Сквозь осень горькую, позднюю -
сквозь желтое вино в хрустальном стакане -
музыки красные гроздья
соком истекают.
А я
за радиолою,
с улицы не заметен,
жду: повернет ли кто-нибудь голову?
Хотя бы шаги - замедлит?..
Никто. До Рахманинова (и меня)
прохожим не было дела.
Бабочка не летела
к пятну огня.
...Бабочка, крылья серые,
узоры красно-зелёные!
Как же ты все-таки села
на линии эти ладонные?
Значит, я правильно верил, правильно делал,
когда, полуголый,
обтирался в восемь,
 включал радиолу,
 распахивал окна в осень,
и чистое утро раззванивало
по парку концерт Рахманинова.
1958     


ВОРОЖБА
Дождь. Темно. Тишина.
В водосточных трубах 
             струйки колотятся.
Я один, и гляжу в окно, как со дна
колодца.
Жду тебя с сумеречной поры.
С вечера.
Деревьев сомкнутые шары
зыблются и просвечивают.
Трубки дневного света  слепят,
над проводами подвешены.
Их лунный свет у листвы нарасхват;
          струится асфальт
              голубым потоком,
и желтые пятна к воде (от окон)
подмешаны.
Перекресток. Я взглядом к нему пригвожден.
И сквозь дым водяной, что над ним -
                  как торец пластового стекла,
появляешься ты: в одиночку, в обнимку,
                      и с треском зонтов купола
раскрываешь. И брызжут цвета. Обрастают тени дождём.
Все равно ты придешь. Ты сама.
Больше нет ничего: только дождь,
     как танцующий, руки раскинул.
Только окна в ресницах. И как лошади, сбились дома,
уложив свои головы на ночь друг другу на спины.
Только я. Только яма, в которой тепло.
И глаза в этой яме: 
мир проходит сквозь них,
словно лунного света пятно,
расплываясь краями.
    
1958



ПАН  ШТЕФАН

Сидит пан Штефан в буфете, 
чихает на всех на свете,
пьёт пиво себе, как воду, 
тасует себе колоду.

У пана Штефана в Кутах 
шестёрка бубей разутых,
трефовая дама-старуха...
Ну, ходь, голова, два уха!

 Ого! Не побил, а принял.
 Взглянул, почесал в чуприне,
 и вдруг как даст козырями
 и крулю, и принцу, и даме!

 Растяпам - и где ж их гонор? -
 шестёрочки: на "погоны".

А ну, равняйсь, генералы! 
Таких еще не бывало.
Хоть знали мы их немало -
спина бы, дай Бог, поднимала.
                            
Подходят односельчане:
"Дзень добжый, пане Штефане!"
И  кто-то с ухмылкой хитрой:
"Ну, Штефан! С тебя пол-литра".

Нехай  там пылят на дороге
указы, поставки, налоги -
пан Штефан сидит в буфете.
Чихал он на всех на свете!

1958







 ЛЕТО, ЛЬВОВЩИНА
  
Старик в зеленой шляпе старомодной 
(ей нехватает белого пера
за узелком плетёного шнура) - 
старик в зеленой шляпе  старомодной 
слоняется с утра 
под окнами по стёжке огородной.  
        Глядят подсолнухи,   ощерясь. 
        Кочны капустные сопят. 
        По грядке ходит красный перец  
        и задирает всех подряд.         
        Под сводом неба колоссальным  
        у тучи сжались кулаки.   
        и не своими голосами
        кликушествуют индюки. 
Он как-то криво произрос:
одна лопатка у него горбата,
другая вмята,
и подбородку кланяется нос.
Смешной старик. Я вспомнил: это он
в буфет является к обеду
и чинно отдает поклон
случайному соседу
(а тот, сглотнув бульон,
оторопело кланяется деду).
Путейский шут. Из венгров, говорят.
Как видно, смене сдал шлагбаум
и предаётся выходным забавам
на стариковский лад.
   Здесь кухня. Кухонные девки
      весь день к помойке - и назад.
      И хохот, визг и сочный мат 
      сопровождает их проделки:
      щипки, тяжелые шлепки,
      бесстыдные дурные игры...
      Дрожат под кофтами соски.  
      Мелькают розовые икры.






Он наблюдает, бровью поводя,
нездешний гном в зеленой шляпе,
не замечая первых редких капель
дождя...

И вдруг - петух! Он растерзал лопух,
продрался с треском через стебли
и выступил: взъерошен пух,
и красный перец в гребне.
Клюёт!.. Удар в ладоши: хлоп!
Теперь  пинка: чтоб долго помнил! -
Старик сражается взахлёб.
По грядкам  разлетелись комья.
       Ударил гром. Но брови тучи рваной
       задумались на несколько минут - 
       вот пауза меж вескими словами
       которых ждет листва, тугие тыквы ждут...   
       Но  снова гром! Забились ветки,
       и дождь,   обрушась,  захлестал.
       (Дырявый толь пристройки ветхой
       накрыт заплатой из холста).  
 Кивая горбиком и шляпой,
старик во весь несется дух!
И взбалмошно кидая лапы,
в другую сторону - петух...

1958
    
    





 

ОФИЦИАНТКА
Он пьет за стопкой стопку,
сощурясь на галдёж.
А ты посуду трёшь. Глядишь и взгляда ждёшь,
оскаливаясь робко.
Лицо его слабеет.
Кривится набок рот.
На лбу горячий пот. 
Намокший чуб - вразлёт.
глаза всё голубее.
Он гакает, хмельной,
балясит бесшабашно,
и смех идет волной. Тебе, тебе одной
и сладостно, и страшно.
А он нетерпеливо
оглянется, бесстыж:
"Эй, Люба! Где ты? Спишь? - (Ты не идешь - летишь) -
Еще четыре пива!"
 Когда сгустится дым
 под лампочками в хлопья,
 за столиком пустым
 он смотрит исподлобья.
 И ты уходишь с ним.
 ...И снова на рассвете
глядеть он будет в пол.
И расплескав рассол, 
окаменело зол, 
уйдет к жене и детям.
1959






     
   
БАЛЛАДА О ВРАГЕ

Бандитски свищет ветер. Погасли лампы. Мрак.
С трудом сомкнулись веки, и мне приснился враг.
Широкий и тяжёлый, полнеба заслоня,
как и всегда, прошёл он, не глядя на меня.
Ну да, я не ошибся! Заголена луна.
Он постучал о шибку знакомого окна.
Ты дверь ему открыла - блеснул сквозь челку глаз.
Он усмехнулся криво - за ним защелка клац!
Взломать бы дверь, натужась! Но я к земле прилип.
Куда девался ужас и ярости прилив?
Я слышал каждый шорох. Я каждый стон ловил.
Тебе насильник дорог! За всё, чем я не мил!

Гоняет ветер ветки, в окошке тот же мрак.
Едва сомкнулись веки - мне снова снится враг.
Сижу в дыму попойки, там хохот и брехня.
Он пиво пьёт у стойки, не глядя на меня.
О, если б он  трепался - мол, выдалась возня,
показывая пальцем со смехом на меня! -
Я слова не сказал бы. Брезгливо поглядел,
хватил бы рюмку залпом, да так бы и сидел.
Бренчание бутылок. Дешёвка рядом с ним.
Тяжёл его затылок. И гнев необъясним.
Срываюсь я со стула. Оборотился враг.
Я вижу губы, скулы, я заношу кулак.
Но вмиг, как собачонку, глаза остервеня,
 в посудный лом, к бочонку, швыряет он меня!

Бандитски свищет ветер! И ночи нет конца.
А я опять в буфете. Но в роли мудреца.
Извилисто и мутно вещаю про житьё
и всё твержу кому-то, мол, "каждому - своё".
В моей улыбке горечь, и выбиты резцы.
Как раз такой заморыш и годен в мудрецы!
... Всю ночь тоска сплошная. Но спал, сменивши бок.
Лишь этого кошмара я вынести не смог! -
Привстал, и ноги свесив,  не сразу взял и толк,
что птицы в поднебесье, а ветер лёг и смолк.

 1959



на первую страницу | к списку книг