к списку книг

Тетрадь одиннадцатая

ДАЛ БЫ МНЕ ВСЕВЫШНИЙ КОРНЕЙ...

(тексты избранных песен 60-х - 90-х)

В формате MP3:

Тексты песен:
    1. КАК Я ТРУШУ ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

     Как я трушу день за днем
     быть растоптанным толпой!
     Я ступаю, словно гном,
     невесомою стопой.
     Постоянно я томим
     ложью губ своих и глаз.
     Я устал, как старый мим,
     от рисованных гримас.

     С пошляками толковать,
     хлопать вора по плечу
     и сочувственно кивать
     своему же палачу...
     Я бы смыл засохший грим,
     не играя до конца,
     только страшно, что под ним
     не окажется лица.


     2. АХ, МОЖЕТ, РАЗ

     Ах, может раз, а может, два,
     а может, три, а может, чаще -
     винтообразно бьёт вода
     в открытый рот струёй журчащей,
     и в самый зной, и в самый зной
     она доводит до озноба,
     когда до боли ледяной
     она бурлит, буравит нёбо.
     Среди пустынь, среди степей
     она как громом поражает.
     Не утоляет, пей, не пей,
     а только жажду порождает.

     Ах, может, раз, а может, два,
     а повезёт, так без отбою -
     душа жива, душа жива,
     звенит водою ключевою.
     Господь простит, Он всё простит,
     когда в зенит она взовьётся,
     и даже боль, и даже стыд -
     всё это счастьем назовётся.
     И лишь в одном не согреши:
     не верь хуле и нареканьям,
     живой родник своей души
     не перекрой лежачим камнем.


     3. ВРАЖДА, ЛЮБОВЬ И РИСК

      Вражда, любовь и риск, три огненные сферы,
      три древних божества из пламени и серы.
      здесь вечная игра, что нам выходит боком,
      и здесь проходит грань меж дьяволом и Богом.
      Меж дьяволом и Богом
      вот здесь проходит грань.

      Вражда, я так боюсь своей и чьей-то крови.
      Победный наш пирог имеет вид надгробий.
      Из черепа вино без ужаса не пьётся.
      Безумно и грешно веселье превосходства.
      Веселье превосходства - безумно и грешно.

      Любовь, ты так странна холодным сочетаньем
      тревожных чутких нег с жестоким обладаньем.
      Какое из начал дано залогом страсти?
      Нас душит по ночам нахватанное счастье.
      Нахватанное счастье нас душит по ночам.


     О как бы я любил огонь и трепет риска!
      Но, метя высоко, в случайность верить низко.
      И как смотреть в глаза своей душе бессмертной,
      когда слепой азарт за жертвой просит жертвы?
      За жертвой просит жертвы
      слепой людской азарт.

      Вражда, любовь и риск ...(и т.д. - повторение 1-й строфы)


      4. ЗЛАТОУСТ

      Серая земля, белый снег.
      Жёлтый березняк, алый куст...
      Мой тебе поклон за ночлег,
      город над прудом, Златоуст.

      Я на всё глазасто гляжу,
      весел, как турист налегке.
      Я-то и по жизни брожу,
      словно бы в чужом городке.

      Жаль, что я не твой - и не свой.
      Жаль, что я во всех - и ни в ком.
      Прошлое опало листвой,
      будущее - мокрым снежком.

      Дал бы мне Всевышний корней,
      дал бы мне ума, дал бы чувств -
      может, я не почве твоей
      рос бы, словно куст, Златоуст...

      5. ЭТО РАССВЕТ - ИЛИ ЗАКАТ

      Это рассвет - или закат.
      Бред фонарей. Дрёма небес.
      Кто-то позвал. Кто-то исчез.
      Мокрый асфальт. Шинный накат.
      Кто-то позвал. Кто-то исчез.
     

     Зова домой, звука рожка
      ждут города, словно стада.
      Ты как трава. Ты как вода.
      Жизнь не сладка. И не горька.
      Ты как трава. Ты как вода.

      Руки при мне. Горсть сигарет.
      Спички при мне. И облака.
      Но не любовь. И не тоска.
      Вот уж чего нет, так уж нет, -
      но не любовь. И не тоска.

      Кто-то позвал. Кто-то исчез.
      Мокрый асфальт. Шинный накат.
      Это рассвет. Или закат.
      Бред фонарей. Дрёма небес -
      это рассвет. Или закат.


      6. ТА ТИШИНА

      Та тишина, когда лежит вратарь,
      под рёв и свист раскинув зря ладони.
      Та тишина, в которой смотрят кони
       на солнца застывающий янтарь.

      Та тишина, когда раскрыт побег.
      И можно сесть: уйти уж не сумеешь.
      Та тишина, когда чуть-чуть жалеешь
      тюремщиков, топочущих к тебе.

      Та тишина, где дети кормят львов,
      еще живых и чудом не добитых.
      Та тишина, где даже нет обиды,
      а только боль и детская любовь.
      Та тишина, что в рифму к вышине,
      когда дышать, как перед смертью, ново.
      Та тишина, в которой тает слово.
      Та тишина, которая во мне...


    7. ДЕДУШКА МЕНДЕЛЬ

     Дедушка Мендель глядит с портрета
      с ветхой книгой в руках, с тихим криком в глазах.
      На Украине лежишь ты где-то -
      где-то в России твой род зачах.
      Небо степное в тяжёлых тучах.
      Нет надгробий во рву. Козы щиплют траву.
      Твой дорогой незнакомый внучек -
      я на земле на чужой живу.

      Минули внука твои заботы.
      Всё же внук не поймёт: в радость жизнь или в гнёт?
      Верно, в одни шестигранные соты
      может пчела отдавать свой мёд.
      Чёрная копоть и жёлтый пламень! -
      это наши цвета: кровь черна и желта.
      Голову в плечи и молча закрыться руками -
      это твоя и моя черта.

      Дедушка Мендель, взгляни на флаги!
      Мы глаза остудим белым и голубым.
      Мы хоть в могиле хлебнём, как из фляги, отваги,
      прежде чем оба уйдём, как дым.
      Дедушка Мендель, взлетим до самых высот!
      Сколько в мире дорог в край, где был с нами Бог!
      Там мы увидим,
        как сабра весёлый
             в свой сад виноградный
                        ягнёнка несёт ,
       и растворимся над ним, как вздох.
       И растворимся над ним, как вздох.


      8. РАЗГРАБЛЕНЫ СНЫ

      Разграблены сны, как закрытый музей.
      Чужие светила засели на небе.
      Последние лица последних друзей
      всё реже склоняются в ласке и гневе.

      И чьи-то упрёки, и чья-то беда,
      ещё достигая, уже огибают:
      как будто бы знают, что им не сюда,
      что вздохи, как бабочки, здесь погибают.

      Глазницы мои проломила тщета
      любовей, смятений, надежд, гореваний.
      И море, гремящее с пеной у рта,
      то сносит меня, то в песок зарывает.


      9. НЕ ГРУСТИ, СТАРИНА

      Не грусти, старина, не грусти, старина:
      только слабым  является  истина,
      та, что высмеяна  и освистана
      и в музее безделок выставлена.
      Ложь воинственна и неистова:
      лупит в колокол, сыплет искрами.
      Но без устали и в безвестности,
      как ручей на открытой местности,
      пробивается голос истины.

      Не кричит она и не свищет она.
      Не начитана и не высчитана.
      И не в лоб она, не по морде она.
      Не носить её вроде ордена.
      Не носить её вроде стигмата -
      это найдено, а не достигнуто.
      И преемниками эта истина
      для того лишь и будет выстрадана,
      чтобы помнили: Не грусти, старина.
      Не грусти, старина. Не грусти, старина.
                                   
     
     10. СНЕЖНЫЙ ВУЛКАН

      Конская шея со вздутыми венами,
      белая шерсть, мускулистый изгиб -
      над муравьиными частыми стенами
      по перекатам откосов и глыб:
      это над лепетом природоведческим
      выступил в небо и льнёт к облакам
      несоразмерный ни с чем человеческим
      над Петропавловском снежный вулкан!

      Бухта слепила, как медь казначеева.
      В пасть океана взгляни  - и замри.
      Штурман парома сказал со значением:
      "Здесь окончание русской земли".
      Вон ты куда меня выставил, Господи!
      Видно, в Авачинской только губе
      мне назначалось помыслить о доступе
      к истине сердца, к себе и к Тебе.

      Знаю, что всё у людей одинаково,
      но под конец одинокого дня
      буду я помнить о той, что заплакала,
      на материк отпуская меня.
      Буду я помнить, как стенами частыми
      мы укрывали находку свою,
      как очутились мы в ночи камчатские
      в центре земли, а Москва - на краю.

      Памятью мучимся, памятью лечимся.
      Входит во сны и встаёт к облакам
      несоразмерный ни с чем человеческим
      над Петропавловском снежный вулкан!



      11. А ВОТ ЕДЕТ ВОЗЧИК

      А вот едет возчик. Стара его лошадь.
      И ноги волочит, и ноздри в пыли.                           
      А где-то едет праздник. Булыжник грохочет.
      И звон бубенцов, и звон бубенцов
      от небес до земли.

      А вот едет Федя в своём драндулете.
      Колесом в кювете, другим - в колее.
      А где-то едет праздник в хрустальной карете.
      И звон бубенцов, и звон бубенцов,
      как монеты в ручье.

      А вот едет поезд, качает вагоны.
      А из глаз оконных ударил закат.
      А  где-то едет праздник, никак не догонит.
      И звон бубенцов, и звон бубенцов
      невпопад, невпопад.

      А вот еле-еле трехтоночка едет.
      Позади соседи. У борта семья.
      А праздник был возчик. А праздник был Федя.
      А праздник был поезд. А праздник был вечер.
      А праздник был я.


      12. Я РУССКИЙ, ЕВРЕЙ, УКРАИНЕЦ, ПОЛЯК

      Я русский, еврей, украинец, поляк,
      я стык четырёх психологий.
      На мне в галицийских пшеничных полях
      скрестились четыре дороги.
      Стояло местечко на стыке дорог
      училищем братства и розни.
      Я верил, что братство - господень урок,
      а рознь - это дьявола козни.


      Я пел с литургией в церковном чаду:
      я славил Христа воскресенье.
      Во мгле синагоги, открытый суду,
      я плакал под кантора пенье.

      Я видел деревья и пыльный майдан
      сквозь окна цветные костёла.
      И я никому ничего ни отдам -
      ни слова, ни вздоха, ни стона!

      То сердце моё, и любовь, и тоска,
      и жизни блаженная сказка.
      Я верил, что нежность моя - на века,
      а  злоба - минутная маска.
      Я верил, что нас Провиденье свело -
      сойтись не достало лишь силы.
      Я помню, как братство травой проросло
      из братской забытой могилы.

      Я куст винограда,  возросший вот здесь,
      на этом единственном склоне.
      И в гроздьях лиловых особая смесь -
      редчайший букет благовоний.
      Спасибо, Всевышний, что к правде ведёшь
      по страхам, обидам, потерям.
      "Четырежды предал" - я слышу галдёж.
      Отвечу: "Четырежды верен!"



      13. БАРОККО 

      Древесина
      клавесина.
      Виолина, альт и бас.
      Вносят свечи. Топят печи.
      Дышат деки.
      Это сбудется сейчас... (мелодия). 

      Начинают. Уплывают
      на смычковых кораблях.
      И форшлаги,
      словно флаги,                           
      словно флаги,
      развеваются в морях... (мелодия).



      Брезжат ноты
      сквозь пустоты,
      образуя свет и мрак.
      Бьётся хаос
      в двери пауз,
      круг описан -
      это делается так:   (мелодия).

      Непрерывность,
      неизбывность
      откровений и затей.
      О наука
      жизни звука,
      о наивность -
      мудрость Бога и детей! -  (мелодия).


      14. НЕ ТО ЧТОБ ЗАНЕМОГ

      Не то что занемог, и женщины в метро
      пока ещё глядят.
      Как странно, что при мне адамово ребро
      едва ль не в пятьдесят.
      Прошедшее пришло,
      волной меня накрыв.
      Бессонно и светло
      звучит былой мотив:  (мелодия) 

      Сместились времена. Отец мне стал, как сын.
      Он в детстве - значит, юн.
      Понять бы где мой дом, и что сказать в такси -
      сменилось столько лун.
      У этого угла
      в грядущий летний дождь
      меня уже ждала
      стареющая дочь... (мелодия)

     Дорогу перейти - и ты уже в летах,
      над собственной судьбой.
      Не то чтоб одинок, не холоден, - а так,
      труба трубит отбой.
      Но знать я не хочу,
      что сыграна игра,
      и заново грущу
      о Еве из ребра.

      В сон
      мимо старых лип и стен
      пролетел,
      пролетел ночной Шопен,
      ночной
      Шопен -
      зачем?..


      15. КТО-ТО СДАЛСЯ, КТО-ТО СПОРИТ

      Кто-то сдался, кто-то спорит.
      Кто-то сам надел оковы.
      Но судьба чего-то стоит,
      потому что мы знакомы.
      Нам советоваться не с кем
      ни сегодня и ни завтра.
      Если толком приглядеться,
      нас не ждут ни юг, ни запад -
      ждут наветы и погромы.
      И среди вражды повальной
      нет земли обетованной,
      кроме той, где мы знакомы.

      И когда я, кем-то выдан,
      закричу, на смерть влекомый,
      не хочу, чтоб ты хоть видом
      показал, что мы знакомы.
      Я умру, а ты останься,
      ибо нас раз, два  - обчёлся.





      Никому не будет счастья,                           
      если нас не будет вовсе.
      Здесь незыблемы законы.
      Улыбайся, гость незваный.
      Нет земли обетованной,
      кроме той, где мы знакомы.


     16. Я ХОТЕЛ БЫТЬ ПОЭТОМ

     Я хотел быть поэтом. Убивался, молился об этом.
     Оказалось, не так мне всё это было надо.
     Не по чину мне бюст и посмертный музей
     и противна эстрада.
     А нужны только лица немногих друзей,
     две зажжённых свечи
     потеплевшего взгляда.

     Я хотел быть имущим - и себя всё иначил и мучил.
     Оказалось, не так мне всё это было надо.
     Вот я гол, как пришёл, перед скорым концом,
     а не гложет досада.
     Мне следить бы в окне удивлённым мальцом
     за полётом листвы
     пожелтевшего сада.

     Передать бы мне сыну, что я в жизни открыл сердцевину.
     Оказалось, не так-то сыну всё это надо.
     Он и сам налегке собирается в путь
     не на поиски клада,
     а хотел бы всю жизнь прогулять как-нибудь,
     уцелеть, не пропасть
     среди общего ада.

     Я хотел быть поэтом.
     Я им был  - и покончим на этом.

     

    17. ВАЛЬС ДЛЯ ЯСЬКИ

     Видишь влюблённых, Яська: их откормили.
     Видишь, как строят глазки автомобили.
     Падают на пол злые дети,
     вся их душа теперь в конфете, -
     может быть, мы избегнем, Яська, может, избегнем.
     Словно патрон в обойме, юноша в каске.
     Тешат овец на бойне радио-сказки.
     Мир взбудоражен, как Житомир:
     в моде бюстгальтер пятый номер, -
     может быть, мы избегнем, Яська, может, избегнем.
     Едут, сверкая лаком, автомобили.
     Взяли бревно и хряка, нас позабыли.
     Перед бревном склоняют флаги,
     хряку на стол кладут бумаги, -
     вот уж чего нельзя избегнуть,
     может, привыкнем.
     Может, привыкнем.

     Видишь, ступает аист: он убивает.
     Мальчик роняет ранец - он убегает.
     Кто-то в глаза пальнул оленям,
     жизнь хороша, а мы не ценим, -
     может, беда научит, Яська, может, научит.
     Видишь, выносят свиток: это обои.
     Два террориста скрытых сели на боинг.
     Бабки торговки в пыльных космах
     каждую ночь выходят в космос, -
     может, мы их полюбим, Яська, может, полюбим.
     Вот увезли усопших мусоровозы.
     Вот залетают в борщик винтострекозы.
     В небе парит венец терновый,
     землю дождём поит Чернобыль, -
     вот уж чего нельзя избегнуть,
     может, не вспомним.
     Может, не вспомним.
      
                            

     Видишь влюблённых, Яська: их откормили.
     Видишь законных, Яська: лошади в мыле.
     Падают на пол злые дети, кто-то змею несёт в букете,
     видишь у пса слеза, как яшма,
     ах, не смотри туда, где страшно,
     может, в нору забьёмся к людям,
     сходим в кабак, чего-то клюнем, -
     может быть, мы избегнем, Яська,
     может, избегнем.


     18. МЕДОТОЧИВЫЕ УСТА

     Медоточивые уста. Медоточивая гитара.
     Быть может, это неспроста: за умолчанья наши кара.
     Ступают юноши в права, одежды ангелов скупают,
     и где нам виделся провал, - они по облачку ступают!

     О этот жёлтый мёд гитар, во тьме горящий взглядом рысьим!
     В него влипаешь,  как комар,
     и с ним,  тянучим,  едешь к высям
     вослед за ложечкой витой из серебра иль мельхиора,
     и пресыщенье красотой нам обещается не скоро.

     Они вгоняют в лузу шар
     в едва заметное касанье,
     они вонзают звон гитар
     в само Священное писанье.
     Почти экстаз, но чуть расчёт.
     Почти музей, но чуть витрина.
     А в усилителях растёт
     зловещий голос Лоэнгрина.

     Медоточивые уста. Медоточивые гитары.
     Быть может, это неспроста...
     А может, я - завистник старый!
     
         

   19. ТЫ ОТБЫВАЕШЬ В ТУ СТРАНУ

     Ты отбываешь в ту страну,
     где на цепочке тишину
     гулять выводят.
     Где всё в труды вовлечено -
     и в то же время ничего
     не происходит.
     Чему происходить, когда пора сходить
     на берег Стикса?
     Ты робко бунтовал, потом погоревал,
     потом обвыкся.

     Пройти гимнасткой по бревну,
     взлететь с орбиты на Луну,
     взрастить ребёнка...
     Превозмогая ход вещей,
     жить, очевидно, горячей,
     но трудоёмко.
     И что б ни превозмог, тебя карает Бог,
     ломает случай.
     Нечаянный зевок, отмытый от тревог,
     был миг твой лучший.

     Давай расстанемся без слёз.
     Повисший в воздухе вопрос
     не нами задан.
     Всё запредельное во мгле,
     а что осталось на Земле,
     назвали адом.
     Не вечен этот путь, спины тебе не гнуть
     над новой пашней.
     Забудешь обо всём и будешь унесён,
     как лист опавший.

     Ты отбываешь в ту страну,
     где на цепочке тишину
     гулять выводят...
      

    2О. О ГАЛИЛЬ!

     Голубые провалы, Галиль, Галилея,
     отлоги уступы твои.
     У тебя на груди, от простора немея,
     Кинерет колышет ладьи.
     А ночами в ответ на огни Водолея
     над холмов чернотой
     вьётся рой золотой.
     О Галиль, Галиль, о Галиль, Галиль!
     О Галиль.

     Я летал по тебе, по лихим серпантинам,
     и книзу снимались орлы.
     И снималась душа к неоглядным долинам,
     с лесами сходила во рвы.
     И слова об Отце, изречённые Сыном,
     отдаляясь на шаг,
     отдавались в ушах.
     О Галиль, Галиль, о Галиль, Галиль!
     О Галиль.

     Эти тайны небес, эти ритмы нагорья.
     Журчит родниками гряда.
     Выше уровня мысли,
     ниже уровня моря
     сливаются свет и вода.
     И срывается с уст восьмигласное "Gloria!" -
     утверждается быль,
     чей свидетель - Галиль.
     О Галиль, Галиль, о Галиль, Галиль!
     О Галиль.



    21. ПОМНИ СОЗДАТЕЛЯ ТВОЕГО (из Экклезиаста)

     Помни Создателя твоего. Помни Создателя твоего. -
     Доколе не пришли тяжелые дни                           
     и годы, о которых
     ты будешь говорить:
     "Нет мне удовольствия в них".

     Помни Создателя твоего. Помни Создателя твоего. -
     Доколе не померкли солнце и свет
     и луна и звёзды.
     И не нашли
     новые тучи
     вслед за дождём -
     в тот день,

     когда задрожат стерегущие дом,
     и содрогнутся мужи силы,
     и перестанут молоть мелющие,
     потому что их мало осталось.
     И содрогнутся глядящие в окно,
     и будут запирать двери на улицу, - о!
     Когда умолкнет звук жерновов
     и будешь ты ставать на крик петуха,
     и смолкнут дщери пения,

     и высоты им будут страшны - о!
     И ужасы на дорогах - о!
     И зацветёт миндаль,
     и отяжелеет кузнечик, и осыплется каперс - о! -
     ибо уходит человек в вечный дом свой,
     и готовы его окружить на улице плакальщицы.

     Помни Создателя твоего. Помни Создателя твоего.

     Доколе не порвалась серебряная цепочка,
     и не разорвалась золотая повязка,
     и не разбился кувшин у источника,
     и не обрушилось колесо над колодезем, -

     наслаждайся жизнью с женой, которую любишь
     и которую дал тебе Бог под солнцем на все твои дни;
     всё, что может рука твоя делать, по силам, делай,


     потому что в могиле, куда ты пойдешь,
     нет ни дела, ни размышленья, ни знанья, ни мудрости.

     Помни Создателя твоего. Помни Создателя твоего.

     Все труды человека - для рта его,
     а душа его не насыщается:
     не насытится око зрением,
     не наполнится ухо слушаньем.
     И похвалил я веселие,
     потому что нет лучшего для человека под солнцем,
     чем пить, есть и веселиться.

     Суета сует! Всё - суета.


на первую страницу | к списку книг